Репортаж из ГУО «Средняя школа №40 г. Гомель»

1В рамках информационно-образовательного проекта ШАГ (Школа Активного Гражданина), организованного при участии учебно-практического центра по энергосбережению (руководитель —  Т.Ф.Атрохова) ГУО «Гомельский областной центр технического творчества детей и молодежи», 28 января 2021 года в ГУО «Средняя школа №40 г. Гомеля» прошла встреча Малашенко Михаила Петровича, заместителя председателя Госстандарта Республики Беларусь, директора Департамента по энергоэффективности, с учащимися 5-11 классов.

На мероприятии присутствовали Кныш Виктор Васильевич, директор республиканского унитарного предприятия «Белинвестэнергосбережение», Прусенкок Николай Аркадьевич, начальник Гомельского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, Аминова Светлана Ивановна, начальник отдела образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля.

2Данное учреждение образования известно своей результативной энергосберегающей деятельностью за пределами Гомельской области. Школа признана лучшей в республике по итогам конкурса «Энергомарафон». Результатом такой работы являются новые окна, энергоэффективное технологическое оборудование, светильники, утеплѐнный фасад знания.

3Полученный гранд ПРО ООН использован школой для распространения опыта и просветительской работы среди населения. На протяжении десяти лет успешно реализуется проект «270 дней бережливости», который стал программой действий для каждого учащегося, педагога и многих родителей. Созданный силами педагогов, учащихся и родителей уникальный демонстрационный центр «Инноватор бережливости» стал лучшим действующим центроммузеем. Центр является информационно-просветительской площадкой для учащихся, педагогов, жителей района, города и области.

4Демонстрационный центр – это штаб реализации проекта «270 дней бережливости». С целью широкой пропаганды наших идей «Начни с себя. Введи экономию в привычку. Научился сам – научи других» демонстрационный центр работает шесть дней в неделю. Особенностью просветительской работы в каникулярный период является организация работы школьного лагеря «Знатоки бережливости» для учащихся разновозрастных групп. Школа представляет собой творческую лабораторию, организующую поиск, разработку и распространение опыта работы в области энерго- и ресурсосбережения.

5Согласно протоколу поручений председателя Гомельского областного исполнительного комитета с 2016 года проводится масштабная работа по распространению в практику работы учреждений общего среднего образования Гомельской области авторского проекта «270 дней бережливости». Встреча учащихся школы с директором Департамента по энергоэффективности Малашенко Михаилом Петровичем была организована в конференц-зале просветительской площадки «270 дней бережливости». В ходе доброжелательной и конструктивной беседы было акцентировано внимание на проблеме пересмотра отношения населения к использованию энергоресурсов. Михаил Петрович подчеркнул, что уровень материального благополучия любого общества определяется во многом умением населения рационально использовать энергию. Необходимо формировать цивилизованные условия, вынуждающие каждого экономно пользоваться энергией.

6И одно из обязательных условий – организация и проведение образовательных программ среди подрастающего поколения. Формирование ответственного отношения учащихся к природной среде и энергоресурсам в процессе их обучения в школе не ограничивается только овладением системой знаний по этому кругу вопросов, оно еще связано с выработкой некоторых умений и навыков природоохранного характера, а также практических навыков в энергосбережении. Средняя школа №40 г. Гомеля предоставляет широкие возможности как для знакомства с информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения для всех категорий посетителей – учащихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона и города. Дети делятся со взрослыми знаниями, полученными в школе: как сберечь тепло в квартире, как лучше изолировать окна и двери, как экономить электроэнергию.

8При этом школьники чувствуют свою значимость, важность информации, которую они получают в рамках реализации проекта «270 дней бережливости». Михаил Петрович подчеркнул, что в качестве приоритетных направлений деятельности выделяются практическая направленность образования в сфере экономии и бережливости, повышение экономической и экологической грамотности и формирование навыков рационального потребления энергоресурсов у учащихся (и соответственно, родителей, населения).

7По итогам просветительской деятельности участники обучения должны знать, что такое энергосбережение, для чего оно нужно, как экономить энергию на примере тех приборов, которыми мы чаще всего пользуемся в быту – холодильников, стиральных и посудомоечных машин, микроволновых печей, плит, пылесосов, электрических чайников и осветительных приборов. Малашенко Михаил Петрович ответил на вопросы учащихся об энергии будущего. Учащихся интересовало развитие атомной энергетики, ветропарков, солнечных электростанций, использовании энергии водяных потоков. Произошла дискуссия о возобновляемом источнике будущего – водороде. Михаил Петрович посетил практическую площадку демонстрационного центра «Инноватор бережливости», где были наглядно продемонстрированы возможности экономичного использования электроэнергии и ресурсов на примере действующих макетов школьного демонстрационного центра «Эволюция ламп», «Капля не пустяк», «Емкостное реле», «Молниестанция», «Энергоплитка». Директором школы Колосовой Еленой Александровной были представлены творческие дневники бережливости, которые ведут все учащиеся школы с 1 по 11 класс. Дневники бережливости помогают систематизировать знания учащихся об энергии и еѐ взаимосвязи с окружающей средой, создают мотивацию по организации работы для сбережения ресурсов, вовлекают в самостоятельную и полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению. Михаилу Петровичу был продемонстрирован опыт работы школы по интеграции вопросов энергосбережения в образовательный процесс. В структуре учебных предметов нет разделов, обобщающих всѐ разнообразие природных, социальных, хозяйственных процессов, экологических и энергетических проблем и принципов их разрешения. В основу деятельности коллектива школы положена идея межпредметных связей, которая при реализации содержания программ способствует формированию у учащихся (и соответственно родителей) стремления сократить не только энергозатраты в семье, но и энергозатраты более значимого уровня: в школе, регионе, республике.

9На уроках учащиеся не только изучают предмет и получают теоретические знания по вопросу энергосбережения, но и активно участвуют в практической деятельности, проявляют инициативу, делают собственный выбор и принимают решения. Проходит обсуждение вопросов, связанных с энергией, на уроках математики, физики, химии, географии, биологии, на факультативных занятиях. Михаил Петрович посетил урок «Недра земли» в 5 классе (учитель Конанкова Ирина Васильевна), где в рамках предмета «Человек и мир» учащиеся получили теоретические знания по экономии электрической энергии. Был представлен урок физики «Использование и экономия энергии» в 8 классе (учитель Горохова Валентина Семѐновна).

10В рамках урока учащиеся работали с карточками для подсчѐта затрат за потреблѐнную энергию в семье. Большое значение при освоении программы по физике играет приобретение практических умений, переходящих в устойчивые навыки с дальнейшим использованием в домашних практикумах. На уроке английского языка «Помощь по дому» учащиеся 6 класса (учитель Рисина Олеся Петровна) продемонстрировали использование творческих дневников бережливости. Была проведена энергосберегающая разминка, отработана английская лексика по теме «Домашняя бытовая техника». По итогам мероприятия директор Департамента по энергоэффективности Малашенко Михаил Петрович написал напутственное слово учащимся в книге почѐтных гостей школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *