История музея энергосбережения

 

Гомельский областной музей энергосбережения был открыт в ноябре 2008 года. В январе 20009 года издан приказ управления образования Гомельского облисполкома №15 от 16.01.2009 года «Об организации работы областного музея энергосбережения», которым был утвержден план и график работы областного музея энергосбережения, основные направления его деятельности.

В настоящее время музей функционирует как учебно-методический и организационно-массовый центр по обучению учащихся и учителей г. Гомеля навыкам экономии и бережливости.

Музей состоит из трех демонстрационных залов и лаборатории, каждый из которых имеет свое название и специфику. В залах размещено более 300 макетов, приборов и экспонатов, еще столько же находится в запасниках.

Первый зал называется «Источники света в развитии». С первых минут посетитель погружается в далекое прошлое: представляет первобытного человека с горящим факелом в руке — тем самым первым искусственным переносным источником света, с которого все и началось.

Факелы, масляные светильники, свечи… История свидетельствует о том, что человечеству потребовалось более 100 тысяч лет, чтобы пройти путь от факела до свечи.

Редким экземпляром является справочник для механиков, техников, промышленников, изданный в 1898 г. под редакцией Бернулли (представитель знаменитой династии ученых, механиков и инженеров, более 200 лет возглавлявших европейские университеты). В учебнике приведены нормы расхода газа в соответствии с порой года, месяцем, временем. Имеется разнообразная коллекция керосиновых ламп и светильников. Раритетом является подвесная лампа «летучая мышь» XIX века.

Здесь же посетители могут увидеть «конторку» — образец мебели, которая использовалась в богатых домах XIX века со старинным подсвечником и письменными принадлежностями: букварем для народных школ и азбукой известного российского художника и искусствоведа Александра Бенуа. Это факсимильное издание 1904 г.

По-своему уникальна коллекция светцов — светильников. На Полесье осветительными приборами являлись лучники, которые использовались в домах белорусских крестьян в XVIII  XIX веках.

Прошло более 150 лет после изобретения керосиновой лампы, прежде чем человечество придумало электрическую лампочку. Плакат В. Маяковского «Дайте солнце ночью!» переносит нас в другую эпоху — эру электричества.

От лампочки Ильича, первых специальных светильников СК-300 до современных  энергосберегающих светильников с электронным ПРА — путь, который прошла система школьного освещения. Образцы школьных светильников, применяемых в учреждениях образования Гомельской области в разный период, представлены на двух демонстрационных линиях в первом зале музея. Здесь находится действующая солнечная батарея. Данный альтернативный источник света используется в отдельных учреждениях образования области.

Параллельно с развитием освещения развивалась и система отопления. На примере макета дворца Н.Н. Герарда (губернатора Финляндии), расположенного в д. Демьянки Добрушского района, посетители могут познакомиться с эффективной системой отопления, используемой еще в Древнем Риме.

Второй зал называется «Энергосбережение — главный путь сохранения земной цивилизации». В нем сосредоточены документы нормативно-правовой базы энергосбережения: Киотский протокол, «Закон об энергосбережении», Директива № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства». Здесь представлен обобщенный опыт работ гомельских педагогов, методические разработки уроков, классных часов, викторин, а так же материалы о различных акциях, конкурсах и других массовых мероприятиях по энергосбережению. Особый интерес представляют школьные работы по энергетическому аудиту: гомельские школьники одними из первых в республике Беларусь начали выполнять самостоятельный энергоаудит своих учебных заведений. Карты «Энергосистема Республики Беларусь» и «Мировые энергетические запасы» информируют посетителей о местах нахождения основных углеводородных запасах мира и путях их транспортировки. Здесь же представлены награды, полученные Гомельской областью за участие в республиканских конкурсах школьных проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон».

Третий зал называется «Альтернативные источники энергии». Здесь представлены работы учащихся — дипломантов конкурсов по энергосбережению. Это макеты энергосберегающих домов, ветряных и водяных мельниц, плавающих электростанций, ряд других приборов, позволяющих экономить электроэнергию в быту и на производстве. Все они расположены по видам альтернативных источников энергии: ветроэнергетика, гелиоэнергетика, гидроэнергетика, местные виды топлива. Музейные экспозиции постоянно обновляются и рассчитаны на различные возрастные категории посетителей. На стендах показана система работы по энергосбережению учреждений образования. Здесь же представлены работы победителей конкурса рисунков по энергосбережению.

Музей динамично развивается, его экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, растет число посетителей, появляются новые идеи и проекты, проводятся семинары, курсы, конференции, работают кружки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *