24 апреля 2015 года состоялся областной семинар директоров центров технического творчества, заведующих отделами технического творчества многопрофильных учреждений, педагогов дополнительного образования «Состояние и перспективы развития технического творчества в Гомельской области»

24 апреля на базе ГУО  «Рогачевский
районный центр технического
творчества детей и молодежи»
прошел областной семинар по теме:
«Состояние и перспективы развития
технического творчества в Гомельской

области».

Данное мероприятие объединило на одной площадке около 20 представителей учреждений дополнительного образования технического профиля области. Проведение и актуальность данного семинара вызваны необходимостью и продиктованы временем. Ведь никто не поспорит с тем, что каждый компьютер, выпущенный сегодня, уже завтра становится неактуальным. Этот факт говорит о том, насколько стремительно развивается наука и техника, и как важно в работе с детьми идти в ногу со временем.

Как известно, развитие невозможно без постоянного решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Возникли проблемы – необходима цель, появилась цель – поставили задачи, решили задачи – получили результат и перешли на новый виток в спирали развития. И снова проблема – цель – задачи – результат.

Итак, как же мы развиваемся, какие проблемы возникают, как их решаем и с каким результатом? Ответы на эти вопросы дала Н.А.Олейник, директор ГУО «ГОЦТТДиМ», в своем выступлении, в котором был представлен глубокий анализ деятельности учреждений дополнительного образования технического профиля.

Материалы проведенного мониторингового исследования образовательного пространства технического творчества в области показали, что в системе образования Гомельской области работают более 400 объединений по интересам с охватом около 7000 обучающихся.

Если брать конкретно центры технического творчества, то картина по количеству объединений и обучающихся в 2014 и 2015гг. выглядит следующим образом: 2014г. – 260 объединений / 3276 обучающихся, 2015г. – 261 объединение / 3378 обучающихся. Радует, что охват учащихся, занятых техническим творчеством, в области в целом не пошел на спад. И здесь нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперед.

Одна из важнейших проблем: это – финансирование. В отличие от других профилей техническое творчество является самым ресурсоемким и финансово затратным направлением. Для его развития необходимы: современная техника, приборы, оборудование, испытательные стенды, экспериментальные установки, тренажеры, научно-исследовательские лаборатории.

В целях обновления деятельности учреждений дополнительного образования и повышения качества образовательного процесса учреждения дополнительного образования должны организовать работу на основе проектного финансирования, которое предполагает финансирование учреждения дополнительного образования из нескольких источников: бюджетные средства, доходы от внебюджетной деятельности и привлечение других средств (гранды, спонсорская помощь и др.).

В областном центре технического творчества за три месяца текущего года внебюджет составляет около 8 млн., это уже в 2 раза больше цифры, заложенной в план на год. Достичь этого мы смогли за счет проведения платных семинаров для педагогов (более 60 человек), платных мероприятий (экскурсий) для детей (более 500 учащихся), организации работы платных объединений – «Судомоделирование» и нового объединения «Кулибинград», в котором дети 6-10 лет посредством использования электронного конструктора «Знаток» проходят первый этап освоения робототехники, знакомятся с принципами работы инновационных ресурсосберегающих технологий, с удивительным миром электроники. Результаты приятно удивили нас самих: если в феврале это было одно объединение, то на данный момент их уже два. И число желающих заниматься растет: идет запись на следующий учебный год. Если услуга конкурентоспособна и имеет устойчивый спрос, то может приносить определенный доход.

Не стоит забывать и о спонсорской помощи. У нас есть друзья, которые помогают нам в приобретении подарков и призов для награждения участников мероприятий.

С нового учебного года начнет работу площадка по робототехнике, для работы площадки были приобретены комплекты компьютерной техники и наборы конструкторов за счет спонсорской помощи на сумму 110 млн. рублей.

Следующая проблемакадровое обеспечение образовательного процесса. Как говорится – «кадры решают все» и на современном этапе это тем более актуально, так как во главу угла ставится воспитательный момент в образовании. Почему проблема стоит сегодня так остро?

Ну, во-первых, подготовкой педагогов дополнительного образования именно по техническому творчеству не занимается, наверное, ни одно образовательное учреждение.

Во-вторых, специфичность деятельности. Хороший педагог должен быть не только прекрасным педагогом, но и специалистом-профессионалом, мастером своего дела.

В-третьих, престижность профессии не достаточно высока в современных условиях.

Что мы делаем для ее решения?

Привлекаем к работе своих бывших выпускников. В течение 2-х последних лет к нам приходят молодые специалисты, проходившие практику в нашем Центре.

Разработана система стимулирования работников Центра, включающая в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например: за высокий уровень подготовки воспитанников – призеров соревнований, выставок, конкурсов; за проведение на высоком уровне мероприятий; за творчество; за заведование кабинетом и т.д.

Оказываем помощь педагогам по подготовке материалов, открытых занятий для прохождения аттестации.

Далее. Недостаточное внимание уделяется техническим направлениям, которые представляют собой пример синтеза науки и техники. По данным, представленным на 01.03.2015г., в наших центрах помимо чисто технических, спортивно-технических объединений по интересам представлены и другие направления.

Исходя из этого, необходима наиболее активная позиция учреждений дополнительного образования по проведению мониторинга потребностей детей и молодёжи в дополнительном образовании. Проведение такой работы желательно для устранения дисбаланса между запросами родителей и детей (с одной стороны) и перечнем реализуемых программ учреждением дополнительного образования, профилем компетенций педагогов конкретного учреждения (с другой стороны). Необходимо знать ответы на вопросы: чем хотят заниматься? Что хотят увидеть? Готовы ли платить родители за обучение? Как показывает опыт – готовы!

         В образовательной сфере появились такие категории, как: цена, прибыль, рентабельность, самоокупаемость. Эти изменения в условиях дня сегодняшнего позволяют говорить о новых отношениях в дополнительном образовании. Пришло время функционировать в условиях конкуренции, что создает стимул к поиску эффективных технологий представления образовательных услуг, а отношения договорного типа закрепляют способность фиксировать требования к качеству образовательных услуг, а не только к их объемным характеристикам. А для этого необходимо укреплять метериально-техническую базу, приобретать новое современное оборудование, способное обеспечить организацию и проведение занятий по новым направлениям; внедрять новые образовательные технологии.

Техническое творчество может развиваться и вызывать интерес у детей и подростков только в условиях использования современных материалов и инструментов, систем радиоуправления, микропроцессорной техники, оборудования нового поколения и другой техники, соответствующей технологической среде 21 века.

Всех участников семинара заинтересовало выступление с презентацией педагога ГУО «ГОЦТТДиМ» Мартыновой Е.Г. «Метод проектов (из опыта работы по проектно-исследовательской деятельности в объединении по интересам «Радиоконструирование»)».

Также была представлена панорама опыта педагогов государственного учреждения образования «Рогачевский районный центр технического творчества детей и молодежи» — Атрохова А.Н. («Конструирование и моделирование военной техники»), Левкова Н.Л. («Резьба по дереву»), Антипова В.Е. («Электроника и радиотехника»).  

В целом все пришли к единому мнению о том, что предстоит немалая работа по переходу к новым формам и методам работы. В гонке за новым необходимо не растерять традиционные направления технического профиля – моделирование, конструирование. Не надо ломать существующую в стране систему дополнительного образования. Скорее она нуждается в модернизации на основе своих внутренних сил. Для этого нужны знания, настойчивость и определённая смелость и подготовленные кадры, готовые предложить новые формы работы с детьми. А руководителям центров технического творчества необходимо критично провести анализ своей работы, наметить пути выхода из сложившейся ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *